пятница, 28 сентября 2012 г.


Титаник (Titanic)

Сюжет: Трагическая история любви художника из третьего класса Джека (Леонардо Ди Каприо) и богатой аристократки из первого класса Роуз (Кейт Уинслет) на фоне крушения “Титаника”.
Факты: Бюджет картины в 200 миллионов долларов превысил стоимость строительства “Титаника”. Корабль обошелся в 1,5 миллиона фунтов стерлингов, что в 1912 году было равно 7,5 миллиона долларов. В пересчете на деньги 1997 года — это от 120 до 150 миллионов долларов. Мировые кассовые сборы картины превысили миллиард долларов.
Перед началом съемок фильма режиссер Джеймс Кэмерон совершил несколько погружений к “Титанику” и в общей сложности провел с останками лайнера больше времени, чем любой из пассажиров корабля.
Киноляпы: Кэмерон знал о том, что у пассажиров в спасательной шлюпке №14 не было фонарей, с помощью которых они пытались найти в воде выживших в кораблекрушении. Но оставил это несоответствие для того, чтобы на съемочной площадке был хоть какой-то источник света.
Сигареты с фильтром, которые курит герой Ди Каприо, были изобретены только в середине 40-х годов.
Каюта героя Ди Каприо, расположенная на нижней палубе, наполняется водой вскоре после того, как “Титаник” столкнулся с айсбергом. Однако каюты третьего класса были расположены в хвостовой части корабля и, следовательно, не могли быть затопленными в первую очередь. В носу корабля кают не было.
“Титаник”: Макет “Титаника” был построен в натуральную величину в бассейне на побережье городка Розарито в Мексике. Его строительство началось в 85-летнюю годовщину спуска настоящего “Титаника” на воду — 31 мая 1996 года. Для общих планов “Титаника” был сделан макет в масштабе 1:20, который потом обрисовывался на компьютере. Машинное отделение “Титаника” частично снималось на борту корабля “S.S. Jeremiah O’Brien”, построенного в 1943 году в США и участвовавшего во Второй мировой войне. Почти весь реквизит для фильма — от ковров до канделябров — делался либо самими компаниями, которые обустраивали реальный “Титаник”, либо под их руководством.
Впервые Джеймс Кэмерон задумался о возможной кинопостановке в 1987 году, когда на телеканале «National Geographic» посмотрел документальный фильм о «Титанике». Но всерьёз заниматься подготовкой сценария для будущего фильма Джеймс Кэмерон начал тогда, когда его лучший друг Льюис Эбернети в день рождения режиссёра подарил ему свой труд о «Титанике». К 1994 году Кэмерон написал сценарий, а в начале 1995 года предложил кинокомпании 20th Century Fox, которая выделила на стартовые расходы 3 миллиона долларов. Ещё до начала съёмок на студии Digital Domain, принадлежащей Джеймсу Кэмерону, была создана компьютерная анимация процесса крушения корабля, которая впоследствии была использована в фильме.
Чтобы поближе познакомиться с главным объектом своего будущего фильма, Кэмерон в сентябре 1995 года лично совершил 12 погружений к «Титанику» на батискафах «Мир-1» и «Мир-2», находившихся на борту российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», позднее также задействованного в фильме. Брат режиссёра Майкл, будучи инженером по профессии, разработал систему подводных камер для съёмок экстерьера и интерьера затонувшего лайнера. Во время каждого погружения Кэмерон мог снимать только 15 минут из-за ограниченного количества плёнки, которую могла хранить камера.
Решив, что самой главной сценой, из-за которой зрители пойдут на фильм, будет крушение корабля, Джеймс Кэмерон пригласил для создания спецэффектов 17 студий. Ведущей среди них стала Digital Domain, где под руководством будущего лауреата премии «Оскар» Роберта Легато создавались визуальные эффекты к фильму.
Съёмки фильма начались 16 сентября 1996 года, причём начальный бюджет тогда составлял всего 110 миллионов долларов.
Для съёмок фильма была построена совершенно новая студия на побережье Розарито в Мексике, всего в 40 километрах к югу от государственной границы с США. В водах огромного бассейна был сооружён макет корабля почти в натуральную величину. Финальная модель созданного корабля достигала 231 метра в длину, тогда как настоящий лайнер был на 38 метров длиннее (269 метров). Но, несмотря на грандиозный размах декораций, количество повторяющихся компонентов корабля (таких как окна) было уменьшено, а некоторые детали были смоделированы всего на 90 %. Также в ходе съёмочного процесса вместо вертолётов было решено задействовать 50-метровый кран, помещённый на рельсы. Всё это было сделано в целях уменьшения накладных расходов.
Во время съёмок массовых сцен актёры были одеты в костюмы, обвешанные датчиками для «захвата движения». При этом создатели воспользовались услугами всего сорока человек. При съёмке падающих при крушении корабля людей была использована смоделированная на компьютере вода. Это позволило сделать столкновение с ней более драматичным и натуральным. Для съёмки сцены, где дельфины плывут перед килем корабля, были использованы как дрессированные млекопитающие, так и их компьютерные модели, которые были созданы и наложены на основной видеоряд студией Hammerhead Productions. Айсберг, с которым столкнулся «Титаник», был сделан из пенообразователя, покрытого стекловолокном и воском.
Съёмки этой эпической картины, продлившись около 7 месяцев, закончились 23 марта 1997 года. Тем не менее, к намеченному на июль того же года сроку выхода на экраны фильм подготовить не удалось. В Голливуде начали распространяться слухи о том, что с «Титаником» может повториться та же ситуация, что и с фильмом «Врата рая», продолжительность которого в своё время пришлось сократить. Окончательный бюджет «Титаника» возрос до 200 миллионов долларов, что сделало его самым дорогостоящим фильмом всех времён (к середине 1997 года). Выпускающая кинокомпания 20th Century Fox для уменьшения огромных расходов была вынуждена пригласить к сотрудничеству другую кинокомпанию — своего конкурента Paramount Pictures. Таким образом кинопрокат «Титаника» был разделён на две части: в Северной Америке дистрибьютором выступила кинокомпания Paramount Pictures, а во всём остальном мире — 20th Century Fox.

В качестве прообраза Джека Доусона Кэмерон взял тип известного голливудского актёра 1940-х Джеймса Стюарта. На роль рассматривались кандидатуры Мэттью МакКонахи, Криса О’Доннелла, Билли Крудапа и Стивена Дорффа, однако все были отклонены из-за своего не очень юного возраста, так как Кэмерон хотел, чтобы между 17-летней Роуз и Джеком была очень небольшая разница в возрасте (возраст Джека в фильме не упоминается, однако очевидно, что ему не больше 25 лет). Кандидатура Кристиана Бэйла была отклонена, потому что Кэмерон не захотел, чтобы два британских актёра играли двоих американцев. Том Круз высказывал желание сыграть Джека, но его кандидатуру, по словам Кэмерона, даже всерьёз не рассматривали, особенно с учётом его возраста. Когда Джеймс Кэмерон писал сценарий к фильму, он считал, что главные герои Джек Доусон и Роуз Дьюитт Бьюкейтер должны быть вымышленными персонажами. Только после того, как работа над сценарием была завершена, режиссёр узнал, что на борту «Титаника» был кочегар 23-летний Джозеф Доусон, родившийся в 1888 году в Дублине. Его тело было найдено после катастрофы «Макей-Беннетом» и зарегистрировано под номером 227. Он похоронен на кладбище Фейрвей в Новой Шотландии вместе с остальными погибшими. С момента выхода фильма его могила с надписью «J. Dawson» стала очень популярной.

Также известно, что роль Розы Дьюитт Бьюкейтер сыграла Кейт Уинслет, но в своё время на это место претендовала актриса Гвинет Пэлтроу.  

Дэвид Уорнер (Спайсер Лавджой, телохранитель Хокли) является единственным актёром, который «тонул» на «Титанике» 2 раза. Первый раз в фильме 1979 года "Спасите «Титаник» он исполнил роль Лоуренса Бизли, реально существовавшего пассажира 2-го класса.  

Глория Стюарт изображала постаревшую Розу, возраст которой по сценарию составлял 100 лет, хотя на самом деле актрисе было всего 86 лет. И по её заверениям в этом не было ничего приятного. По иронии судьбы, актриса умерла в 100 лет во сне, как и её героиня.

Роза произносит фразу «Я люблю тебя» только один раз, когда они вместе с Джеком уже были в воде — в самом конце фильма. Сам же Джек за весь фильм не произносит эту фразу ни разу, хотя он мельком упоминал о своей любви к ней.

Кейт Уинслет была одной из небольшого числа актёров, не пожелавших надеть гидрокостюм во время съёмок водных сцен.

Кейт Уинслет заработала пневмонию, когда участвовала в съёмках сцен гибели «Титаника».

Персонаж Розы частично основан на калифорнийской актрисе Беатрис Вуд, которая умерла в 1998 году в возрасте 105 лет. Любопытно что единственную женщину, вытащенную из воды после гибели Титаника, также звали Розой (Роза Абботт). Биография этой женщины не имела ничего общего с историей экранной Розы, но она также спаслась благодаря тому что зацепилась за дрейфующий «плот».  

Глория Стюарт, получив номинацию «Лучшая актриса второго плана», стала самым пожилым человеком, номинировавшимся на «Оскар». Ей было тогда 87 лет.  

Глория Стюарт была единственной среди всех, кто принимал участие в съёмках, жившей во время настоящей катастрофы «Титаника» в 1912 году.

Своё имя Каледон Хокли получил от двух небольших городов (Каледон и Хокли), находящихся в штате Онтарио в Канаде, где живут тётя и дядя Джеймса Кэмерона.

При съёмке последней сцены погружения корабля в океан было использовано около 120 тонн воды.

Фильм «Титаник» стоил больше, чем сам корабль «Титаник». Строительство корабля «Титаника» обошлось в 4 миллиона фунтов, что в современных деньгах составляет 100 миллионов фунтов, а стоимость фильма Джеймса Кэмерона — 125 миллионов фунтов.

После завершения съёмок полноразмерная модель «Титаника» была разобрана на части и распродана на металлолом.

Дольше всех на планете фильм был в прокате в кинотеатре «Салют» города Екатеринбурга, это зафиксировано Книгой Рекордов Гиннесса.  

Рисунок, изображающий Розу, был сделан самим Джеймсом Кэмероном, именно его руки мы и видим в кадре. Все остальные рисунки в альбоме Джека также являются результатами работы режиссёра. Но из-за того, что Джеймс Кэмерон левша,а Джек правша, при монтаже отснятые кадры были зеркально инвертированы.

Глубоководные кадры, которые вошли в финальную версию фильма, составляют по продолжительности всего 12 минут. Хотя на самом деле каждое погружение на глубину занимало несколько часов. В целях улучшения эффективности использования ресурсов и уменьшения расходов Джеймс Кэмерон распорядился подготовить макет останков «Титаника», уменьшенный в 33 раза. Каждое настоящее погружение было отрепетировано с использованием этой модели и моделей российских батискафов, что в итоге не прошло даром.

Всего было осуществлено 12 погружений. При последних двух картинка дистанционно передавалась специальным устройством, установленным внутри останков «Титаника». Причём некоторые кадры были смоделированы на компьютере.

Большинство декораций на корабле — от ковров до люстр — было реконструировано или находилось под присмотром компаний, которые когда-то оснащали настоящий «Титаник». При реконструировании декораций за образец брались декоративные элементы с «Олимпика» — брата-близнеца «Титаника», списанного в 1935 году. После списания многие элементы отделки «Олимпика» нашли вторую жизнь в создании интерьеров отеля «Белый лебедь» в Англии. Владельцы отеля любезно предоставили кинематографистам возможность измерять и фотографировать эти раритеты. Также при воссоздании интерьеров «Титаника» были использованы архивные фотографии интерьеров «Олимпика».

Съёмки общих планов «Титаника» в открытом океане производились с помощью 45-футовой (примерно 13,7 метров) модели «Титаника», которую снимали маленькой цифровой камерой. Затем в студии Digital Domain на компьютере добавляли дым из труб и воду. Чтобы добиться правдоподобности, был использован алгоритм обнаружения со спутника кораблей и подводных лодок по водным колебаниям. Этот алгоритм учитывал поведение водной поверхности океана в спокойном состоянии и во время движения посторонних объектов. И, наконец, мастера компьютерной графики Digital Domain заселяли «Титаник» персонажами, созданными на компьютере. На одном из планов можно видеть даже компьютерного капитана Смита, поправляющего фуражку. Джеймс Кэмерон, давая указания работникам Digital Domain сказал: «Представьте, что мы снимаем рекламный клип для компании „White Star Line“».

Перед тем, как приступить к рисованию Розы в своём альбоме, Джек говорит ей: «Вон туда, на кровать, ммм… на диван». На самом же деле здесь должна была быть фраза «Ложись на диван». Это случилось тогда, когда на съёмках Леонардо Ди Каприо слегка напутал текст сценария. Но Кэмерону понравилась эта оговорка, и именно этот дубль вошёл в итоговый вариант фильма.

Сцена рисования портрета Розы снималась в первый съёмочный день Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо. После съёмок Лео спросил у Кэмерона: «Ну как у меня получилось?» На что режиссёр серьезно ответил: «Ну сам знаешь, сегодня твой первый съёмочный день, так что тебя ещё вполне можно и заменить».

Когда один из управляющих кораблём произносит «Полный вперёд!», мы слышим как кто-то подхватывает «Полный вперёд!» на заднем плане. На самом деле это был голос режиссёра Джеймса Кэмерона.

В реальной жизни было беспокойство по поводу того, что шлюпбалки недостаточно крепкие, чтобы выдержать спуск полностью загруженных спасательных шлюпок, хотя они и проверялись под таким весом. Шлюпбалки для фильма, которые можно заметить сгибающимися под большим весом, были изготовлены той же самой компанией, что и в 1912 году для настоящего «Титаника».

Для съёмки сцены, где вода впервые проникает внутрь корабля, было запланировано использовать 40 тысяч галлонов воды. Однако, как выяснилось позднее, этого оказалось недостаточно, и Кэмерон попросил увеличить количество воды в 3 раза. При этом пришлось переделать часть декораций, не выдержавших дополнительного веса.

Кэмерон был категорически против использования каких-либо песен в фильме, даже в заключительных титрах. Композитор Джеймс Хорнер вместе с Уиллом Дженнигсом (автором текста) и певицей Селин Дион записали песню «My Heart Will Go On». Позднее кассету дали прослушать Джеймсу Кэмерону. В итоге песня удостоилась премии «Оскар».

Съёмки отплытия «Титаника» в Саутгемптонском порту производились «в зеркальном отражении»: из-за экономии модель «Титаника» в натуральную величину покрыли металлом только с правого борта (прогноз погоды предсказывал северный ветер, поэтому было решено поставить модель носом к северу, чтобы ветер относил дым из труб к корме, и это создавало бы дополнительную иллюзию движения судна). Однако, в Саутгемптоне настоящий «Титаник» был пришвартован левым бортом, и чтобы не погрешить против истории, Джеймс Кэмерон решил снимать «наоборот». Для этого часть оборудования, реквизита, костюмов заказали «перевёрнутыми». Позже, при монтаже отснятого материала, изображение «перевернули» так, что всё стало правильно. Кейт Уинслет в одном из интервью призналась, что во время съёмок посадки на лайнер не могла удержаться от хохота, когда читала «EИIL ЯATS ETIHW» на бескозырках матросов.

У модели «Титаника» в натуральную величину отсутствовал нос. Его каждый раз добавляли на компьютере. Когда Джеймс Кэмерон увидел, в какую сумму обошлись эти спецэффекты, он воскликнул: «Лучше бы мы его построили!»

Поскольку макет «Титаника» почти в натуральную величину был детализирован только на 90%, о чём было сказано в начале статьи, а модель лайнера, используемая для спецэффектов, была детализирована на 100%, то в фильме эти две заметно отличающиеся версии «Титаника» сменяют друг друга несколько раз.

Для того чтобы снять сцену погружения передней части корабля, пришлось разобрать построенную модель в натуральную величину и поместить её переднюю часть в резервуар глубиной 40 футов. Декорацию поднимали и опускали в воду 8 гидравлических подъёмников. Съёмки эпизода проводились без репетиции.

Во время съёмок сцены столкновения «Титаника» с айсбергом позади палубы, на которой находились Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, поставили зелёный экран, который потом во время монтажа заменили на компьютерное изображение (модель) айсберга. Но для того, чтобы сцена выглядела реалистичнее, на палубу сверху сыпали куски настоящего льда. Таким образом, куски отколовшегося от айсберга льда, которые упали за бортом — компьютерные, а которые попали на борт — настоящие.

Эффект намёрзшего льда на одежде и волосах пассажиров «Титаника», оказавшихся в воде, достигался тем, что их волосы и одежда покрывались воском, а также специальным порошком, который от соприкосновения с водой превращался в кристаллы. А пар изо рта добавлялся на компьютере.

Джеймс Кэмерон сознательно пошёл на допущение исторической неточности при съёмках эпизодов в спасательных шлюпках. Ночь на 15 апреля 1912 года была безлунной, звёзды давали слишком мало света, а режиссёру надо было хоть как-нибудь осветить декорации. Поэтому Кэмерон дал в руки некоторых офицеров электрические фонарики, которых, увы, не было у настоящих офицеров в 1912 году.

В многочисленных интервью Джеймс Кэмерон упоминал о своих опасениях и опасениях студии, что фильм не окупится и станет убыточным. В частности, он сказал в интервью газете USA Today: «Ну подумайте сами, события происходили в 1912 году, фильм шёл больше трёх часов, в конце все умирали — как такой фильм мог быть успешен?».

При постановке спецэффектов Роберт Скотак использовал технические приёмы, придуманные советским кинорежиссёром Павлом Клушанцевым. В 1997 году фильм был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий